2008 г. Пресс-релиз. Саундтрек к фильму «Александр.Невская битва»

СТУДИЯ «СОЮЗ» совместно с компанией «Никола Фильм»

представляет

Музыка из фильма Игоря Каленова

АЛЕКСАНДР. НЕВСКАЯ БИТВА.

Композитор Андрей Антоненко

«Одной из важных функций музыки  в Древней Руси была организация ратного строя. В состав каждой воинской части входила группа труб и других инструментов, которые служили для сбора  войска, построения частей и поддержания связи между ними во время боя. Музыкой сопровождались также торжественные государственные церемонии – заключение мира, встреча князей, въезд в город на княжение…»
 («История русской музыки». Т.1)

Перед вами оригинальный саундтрек к отечественному историческому блокбастеру. Музыку для фильма написал Андрей Антоненко — композитор, аранжировщик, мультиинструменталист и один из старейших участников знаменитой группы с берегов Невы — «Ленинград». В саундтреке к фильму «Александр.Невская битва» Андрей Антоненко раскрывает свой талант композитора — и это далеко не первая его работа в данном жанре («Француз», «Полумгла», «Греческие каникулы»).

Саундтрек к фильму «Александр.Невская битва» был создан в рекордно короткие сроки – композитору  дали всего месяц на работу по написанию оркестровых партитур и записи симфонического оркестра,  и с этой работой он блестяще справился.

Андрей Антоненко – профессиональный музыкант и  композитор, владеющий большей частью оркестровых инструментов. За плечами – профессиональные занятия музыкой, Санкт-Петербургское музыкальное училище им. Мусоргского по классу аккордеона, служба в военном духовом оркестре,  в котором Андрей посвятил два года  изучению различных инструментов — группы струнных, группы духовых, перечитал массу музыкальной литературы и познакомился с основными оркестровым стилями.

Саундтрек к фильму «Александр. Невская битва» можно назвать очень удачной стилизацией под древнерусскую музыку, хотя процесс написания осложняется тем, что большая часть источников древнерусского знаменного письма (а именно знаменами записывали музыку, т.к. нотного письма тогда еще не существовало) до сих пор не расшифровано.

Андрей Антоненко: «При написании саундтрека к «Невской битве»  я стремился вообще не использовать никаких аккордов,   кроме кварт, квинт и унисонов. Моей задачей было  передать атмосферу того времени, в особенности русской  хоровой  музыки, так как древняя традиция утеряна и древнерусской хоровой музыкой сейчас никто не занимается».

В творческих исканиях Антоненко посетил  подворье валаамского монастыря  и регента монастырского хора Михаила Рузанова, который посвятил  его в азы  знаменного письма и продемонстрировал  старинные крюковые записи, хранящиеся в монастрыских архивах .

На запись оркестра в общей сложности ушло 6 дней. В саундтреке «Невской битвы» использовали малый симфонический оркестр «гайдновского состава» . Именно оркестр парного состава был выбран композитором специально для того, чтобы облегчить партитуру, чтобы киномузыка «Невской битвы» звучала «дико и пусто».

На записи оркестром дирижировал Михаил Викторович Виноградов. Запись и сведение саундтрека проходили  на студии документальных фильмов под руководством звукорежиссера Мариинского театра Владимира Рябенко.

Вокальные партии  в «Русском хоре» саундтрека  исполнил церковный хор  под управлением регента Михаила Рузанова, а вокальные партии грегорианского песнопения  в «Латинском  хоре» – студенты московского училища им. Ипполитова-Иванова.

Музыку к саундтреку «Невской битвы»  нельзя назвать полностью аутентичной — в ней прослеживается влияние русской музыки ХХ века и не случайно: ведь самый любимый композитор Андрея Антоненко – Игорь Стравинский:

Андрей Антоненко: «Я  достаточно универсально подхожу к любой работе  с саундтреками, постоянно что-то слушаю, что-то выбираю. Мне вполне удается совмещать работу с киномузыкой с игрой в группировке «Ленинград». Моя   жизненная установка – «от рингтонов до симфонии». В  истории музыки масса примеров людей, которые именно так и жили, например Пёрселл занимался тем же — от написания сатирических песен до мотетов, от починки музыкальных инструментов до написания опер. Не хочу сравнивать себя с Пёрселлом, однако  стремлюсь к широкому полю деятельности».

Меломаны по достоинству оценят масштабные, «голливудские» композиции, вариации на тему русской симфонической музыки, неоклассической музыки в современном исполнении.

Светлана Гудёж  для студии «Союз»