2001 г. Пресс-релиз. Альбом «ДДТ» «Единочество.Часть 1»

«РЕАЛ РЕКОРДС» и «НАШЕ РАДИО» с гордостью представляют

новый альбом группы «ДДТ»

«ЕДИНОЧЕСТВО ЧАСТЬ 1»

26 ноября 2002 года компания «Реал Рекордс» выпускает первую часть двойного альбома группы «ДДТ» «Единочество». В альбом «Единочество. Часть 1» вошли 12 песен, написанные за последние два с половиной года после выхода последней пластинки «ДДТ». Вторая часть «Единочества» выйдет в свет в 2003 году.

ОБ АЛЬБОМЕ «ЕДИНОЧЕСТВО»

По сути, альбом «Единочество» включает в себя два альбома, объединенные одной идеей. «Это — очень хорошая идея, не совсем понятная, но не пошлая и не циничная — что тоже радует» — говорит об альбоме Юрий Шевчук и загадочно улыбается. «Единочество» — это мое личное словообразование. Я — не футурист, но все-таки иногда получается достаточно удачно. В слове «Единочество» – две составляющих. Первая — кошмарное одиночество, когда все плохо и жить неохота, и вторая — состояние единения со всем миром. В России, как вы знаете, часто бывают такие сложные ощущения, как, например, русская тоска. Русская тоска — это когда печаль и радость одновременно, а вот единочество – это когда ты один и един. И вот это ощущение единства позволяет очень благородно существовать одному, не в стаде…».

О ЗАПИСИ АЛЬБОМА

Группа «ДДТ» работала над альбомом «Единочество» с января 2002 года. Сейчас, когда первая часть альбома уже завершена, а вторая готовится к завершению, Юрий Шевчук вспоминает о процессе записи: «Это была наша самая долгая работа над пластинкой. 8 месяцев ежедневного труда, почти без выходных. Этот альбом существенно отличается от других – это первая работа в нашей собственной студии, которую мы строили три года, и где вся аппаратура наша. Та студия, которая была у нас раньше, уже не годилась для записи, а то, что мы построили сейчас — это действительно серьезная студия. Мы впервые писали альбом на своей студии, не считая часов и не глядя на циферблат. Мы хотели очень быстро записать альбом, но новый материал оказался настолько интересным для нас, что мы закончили его только осенью. В собственной студии, когда ты не завязан по времени, постоянно возникает масса идей, и по аранжировке, и мировоззренческих, поэтому запись альбома затянулась, но затянулась оправданно. Когда мы приступили к записи «Единочества», мы хотели сделать его приближенным к концертному альбому. Первый вариант мы записали за 2 месяца, и он нам ужасно не понравился. Хотелось больше нюансов, обертонов, полутонов, теней, пробегающих между словами и нотами. Прошло несколько месяцев, и мы уже «заполировали» запись скрипичными оркестрами, так что даже Бах и Бетховен ох…ели бы. Потом у нас начался период минимализма, и мы вырезали все оркестры. К осени мы решили альбом оставить на том этапе, когда в нем всего достаточно, и «каждой твари по паре». Первая часть получилась разнообразная, там есть номера, приближенные к концертным по саунду. В некоторых песнях у нас получилась студийная работа такого уровня, который мы на сцене уже не сможем сыграть, как «Beatles» не могли сыграть «живьем» песни с последних альбомов. Есть какой-то дух времени, последних двух лет, который объединяет 2 части альбома «Единочество». Это клочки стихов, слов, музыки, попавшие в одно музыкальное состояние, в переход из прошлого века в нынешний, из прошлого в будущее, состояние перекрестка».

 О СТИЛЕ, ЦВЕТЕ, ОБРАЗАХ И ЗНАКЕ «ЕДИНОЧЕСТВА»

«Все песни стилистически и по аранжировке разные. Каждая песня имеет свой цвет, одна – более холодный, другая – более горячий. Если говорить о цвете нашего альбома, то обложка первой части как раз идет в сторону белого. Может быть, мы не такие «крутые» как «Битлз», у нас обложка получилась в серых тонах. «Единочество» — это знак равновесия между плюсом и минусом, находясь в «Единочестве» видишь и то, и другое. Видишь и полное одиночество, и тоску и печаль, и любовь, которая объединяет всех людей, облака и звезды, и ты един с этим миром. На альбоме есть стихи, которые пробегают образами в воздушных одеждах через весь альбом. Это – литературный альбом, в котором много текста, этим он отличается от «Мира номер ноль». В «Единочестве» продолжаются поиски свежего, идет плотная работа над словом. В некоторых песнях весьма сложный образный ряд. Мы пошли на это специально, совершенно раскрепостились и сделали то, что нам самим понравилось, именно нам, и нашим близким друзьям. Мы старались, чтобы этот альбом был непохож на старые. Есть две породы музыкантов – одни, которые клонируют свои песни, другие — которые стараются не повторяться. Мы старались отойти от клише последнего времени. «Единочество» — интересная творческая работа, поэтому у нас не было в этом году концертов, 20 апреля в «Лужниках», на котором наши поклонники слышали песни с альбома «Единочество». Мы в том творческом состоянии, когда уже можем позволить себе некоторое время не гастролировать. «Единочество» – это … книжка, а не набор песен, это монологи, может быть диалоги. «Единочество» — это немного странный альбом, этим он мне нравится. Вам надо его послушать… он очень поэтичный, размышленческий, в нем есть какая-то доля крика, но есть и много шепота, он отличается от всех альбомов, которые были… слушайте… Нам хотелось создать настроение, как будто чьи-то внимательные и добрые глаза посмотрели на тебя на улице. Мне хотелось, чтобы человек почувствовал какой-то теплый огонек. Мне сложно говорить простыми словами об этом альбоме, но он достаточно социален. Но социальное в нем мы перемешали с чувственным и с философией. Мне альбом напоминает костры боли рассыпанные в пространстве и времени.»

О САУНДЕ

«В «Единочестве» есть все от шансона вплоть до самого последнего веяния электроники, последних ветров живых гитарных аккордов. По саунду он гораздо более сложный, чем «Мир номер ноль». Что касается модного саунда, то за модой мы вообще не гнались. Мода ради моды – это чушь, это достойно басен Крылова. В «Единочестве» есть и современные звуки, которые отражают наш мир, и древние звуки, как звук простой акустической гитары. А звук гитары с фуззом – это тоже древний звук, который держал на себе весь прошлый век. В «Единочестве» есть и балалайки, и духовые инструменты, и сэмплы, и специально синтезированные звуки. Мы старались для каждой песни найти саунд, чтобы песни по саунду не противоречили друг другу, но и вместе с тем, чтобы каждая песня имела свой тембральный багет. Порядок песен на альбоме не строился по принципу хитовости, он специально выстроен так, чтобы располагал к размышлению. Я очень много думал о драйве наших старых альбомов. Воспоминания о первых драйвовых альбомах «ДДТ» очень помогали нам в работе над «Единочеством». Кое-где в «Единочестве» мы специально оставляли диссонансные куски, для того чтобы совместить современное состояние с тем старым драйвом. Альбом на самом деле посвящен рок-н-роллу, например, «Мама, это рок-н-ролл?» – в первой части песни мы сделали все идеально. Потом я пришел на студию и затосковал, потому что совершенно не было нужного духа. Мы с Тишей (Игорем Тихомировым – звукорежиссером группы «ДДТ») вслепую сделали дисбаланс звука. Где-то вывели гитары, по нашим меркам совершенно неправильно, где-то какие-то голоса, крики, что-то наоборот умерло, но мы легко, взяли и все перепутали, и получилось именно то, что хотелось. Я каждый день прослушиваю демо-записи молодых групп, конечно, меньше, чем Миша Козырев. Хороших записей мало. Я считаю, что даже когда пишутся молодые группы, они должны поставить себе художественную задачу. Не просто – пробиться, прокричаться, залезть к кому-то в уши как Мальчик-с-пальчик и там жить внутри, и орать, и раздражать этого человека… Это уже все было, и повторяться не надо. Если ты художник-график – это хорошо, некоторое время ты занимаешься наскальной живописью. Но потом хочется порисовать на холсте, и в Сикстинской капелле что-нибудь сотворить…»

О РОК-Н-РОЛЛЕ И ЭФИРЕ

«Рок-н-ролл безусловно жив, но он очень изменился. Многое в нем я оцениваю положительно, но многое и отрицательно. Мне кажется, что уходит главная составляющая рок-н-ролла — все больше и больше становится развлекательной музыки. Все такое легкое – «ля-ля-ля-ля-ля-ля», примерно так звучала группа «Самоцветы». Такое выхолащивание меня мало радует. Я это говорю о нынешнем радио и телеэфире, но меня всегда это раздражало. Группы, которые работают со звуком серьезно, почему-то не звучат нигде, хотя они есть. Но очень много стало групп, которые выдают на-гора «ласковые» песни. Я даже слушаю новые альбомы некоторых старых групп, которые изменяют свой саунд (и часто не с лучшую сторону) ради того, чтобы попасть в эфир. Это Прокрустово ложе для всех и оно диктует свои законы. Включаешь радио, везде одно и то же и манера аранжировки, и упор на хитовость, и вот эта «ласковость». Когда-то все друг у друга переписывали кассеты, и никакого понятия маркетинга не было. Песня была живая, честная, достаточно гармоничная, созвучная идеям, которые в ней были, песня слушалась мгновенно. Через неделю после того, как мы выпустили «Периферию», её уже слушали на Дальнем Востоке, она прошла за неделю всю страну. После этого ко мне приходили люди в штатском, требовали дать адреса, явки, распространителей. А я им говорю: «Я никому ничего не давал», и это была чистая правда, я дал кассету другу Васе, он — другу Пете, вот и все. Группа «ДДТ» не лезет подряд во все эфиры, чтобы дать интервью. Чудовищно видеть свою рожу в ящике каждое утро, тем более, когда ты к ней относишься весьма иронично, безо всякого пиитета к собственной внешности».

О ВНУТРЕННЕМ КОНФЛИКТЕ

«У художника всегда есть родимое пятно конфликта. Раньше у нас оно было всего-навсего социальным, а сейчас оно гораздо глубже. Конфликт художника безусловен, но он мироощущенческий, мировоззренческий, внутренний, очень глубокий – это бесконечное выживание между Добром и Злом, между двумя частями твоей личности. Без конфликта ничего не может быть. Никакого рок-н-ролла, когда художники сытые, сытые духовно. Нужно, чтобы каждое утро ты себя спрашивал, для чего ты взял в руки эту гитару. И тут начинается конфликт. Зачем я беру в руки гитару по утрам? Вот вам все и расскажи! Затем, чтобы вышел вот этот альбом! В «Единочестве» есть косвенно мысли об этом в песне «Поэт»:

«…Поэты с губами на бёдрах горячки Летят без разбора во всё дорогое И каждую ночь, воскресая из спячки Срываются в лютое, смертное, злое Переплыли Исаакий, что лысой горою Вырос вчера и молчит между нами Спи мой гранит, я плейбоем накрою Печальную песню о Блоковской даме…»

Это как раз конфликтное состояние личности поэта. Вот вам жизнь, которая в обнажении своем встает перед человеком, вот эти ночи ада, когда муки творчества, вот в этом конфликт альбома «Единочество»!»

 ОБ ИЗВЕСТИЯХ И СТРАНСТВИЯХ

«Хотя весь год у нас студийный, и был только один концерт в «Лужниках», в процессе работы над альбомом я никогда не отказываюсь от «командировок». Это некие поездки — ныряния в жизнь, раз в месяц. Я был в очень странных местах, «родимых пятнах» на карте нынешнего мира: в Афганистане, в Чечне, на Байконуре во время запуска ракеты… Во время работы над альбомом не надо сидеть в студии с утра до ночи и думать: ля-мажор или фа-минор. Ты ищешь ля-мажор в чьих-то глазах. Я давно хотел поехать в Афганистан, посмотреть, что там происходит. Я многое увидел, многое там чрезвычайно интересно, поэтично, и … жестоко. В Афганистане не было ни газет, ни радио, ни телевидения, в Кабуле не было даже электричества. Меня потрясли миллионы людей, знающих только одну книгу – Коран, и этого им достаточно. Ты видишь, что эти люди живут в четырнадцатом веке, и ты познаешь положительные моменты этого четырнадцатого века. Там очень много прекрасных вещей: благородства, чистоты духа, нет цинизма, пошлости, суеты. Видишь мальчиков, которые ведут себя как настоящие мужчины. Оказывается, в средневековье было много хорошего. Может быть, человеку так много и не нужно? Не нужно целлофановых упаковок: он лепешку испек в пустыне, забил козла в горах, посмотрел на звездное небо, сказал: «Аллах велик!» и счастлив. Мы-то с вами живем в упакованном мире, у нас даже музыка упакованная. Вот и сейчас мы ее пакуем, пластинку бантиком перевязываем в подарочной обертке. Там ничего этого нет: сидит нищий на узкой улочке и замечательно поет с аккомпанементом в три струны. Его слушают, потому что там радио нет никакого. И нет никакого информационного насилия, и ты слышишь информацию более истинную, стоящую, и глубокую, без которой действительно невозможно жить. Для меня самое интересное — это человек, а человек – это животное социальное плюс дух и разум. Человек для меня интересен, когда он один в лесу, но для меня он не менее интересен и когда он в окопе, в небе, когда он в безвыходной ситуации, и когда он исполнен какой-то надежды, и когда он исполнен любви, несмотря ни на что. Именно в таких местах эта любовь чиста, потому что ничто не мешает быть ей самой собой, ни одного лишнего слова, никакой суеты. Человеку, который пишет стихи, песни, необходимо быть на стыке, необходимо быть не спящим. В «Единочестве» есть и отражение поездки на Байконур: ночь, казахская степь, безумие, которое поднимается вверх со страшным ревом и грохотом. Я на диктофон писал звук взлетающей ракеты в восьмистах метрах от площадки запуска. И генеральный конструктор, который уже три инфаркта пережил, и глаза инженеров, людей, работяг, которые строили ракету десять лет, и у которых это вся жизнь. Ты смотришь, как они крестятся, молятся, как батюшка освящает космический аппарат, я это видел, это фантастика! С кадилом и молитвами – это так по-русски: «Ну с Богом!», и пошла ракета на старт. «Единочество» — достаточно социален, более социален, чем «Мир номер ноль» и «Метель августа». Новости разного рода бывают, нужно уходить от холодного бездумного безразличия, от элементарных циничных констатаций фактов. Сейчас многие мои коллеги ушли от социальности, у них в песня сплошной секс, но это так скучно. Если петь социально, то нужно петь на уровне «Бориса Годунова», который тоже очень социален, но это произведение искусства. Мы постарались какие-то вещи в альбоме разобрать на художественном уровне. Очень многие поп-рок звездочки не пишут на социальные темы, потому что не по зубам тема-то. Для того, чтобы писать на социальные темы, нужно быть художником, иначе засмеют».

ОБ ОФОРМЛЕНИИ «ЕДИНОЧЕСТВА»

«Оформление альбома элементарное и нам очень нравится. Мы просто написали на обложке «ДДТ». Мы дошли до полного минимализма. На альбоме — тексты песен и фрагменты фотографий музыкантов группы «ДДТ», техников, звукорежиссеров, и т.д. — всей большой «творческой семьи» ДДТ».

О САУНДТРЕКАХ, СЕРИАЛАХ И БАЛЕТЕ

«Нам предложили сделать саундтрек к сериалу «Ледниковый период». Мы подумали, почему бы не показать широкой общественности 8 неплохих баллад в новой аранжировке, чтобы люди не думали, что мы только песню «Осень» поем. Сейчас выходит на экран фильм «Вовочка», я там сыграл одну из ролей, там моя песня идет на финальных титрах. В последнее время меня атаковали 5 или 6 театров, которые предложили мне написать мюзикл. Многие живут сейчас лозунгом «Хлеба и зрелищ!», это, наверное, в чем-то отражает наши времена, но это не наше. В прошлом году мы решили интересную творческую задачу: мы написали музыку и поставили балет. Я даже пытался показать танцорам, как надо грубо и неотесанно танцевать рок-н-ролл….»

Светлана Гудёж для компании «Real Records»